Эндоскопические операции на полости носа и околоносовых пазухах

Заявка через сайт является предварительной. Мы свяжемся с Вами для уточнения деталей.

Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

Обследование пациента включает в себя осмотр, выяснение жалоб, КТ околоносовых пазух. В настоящее время рентгенография пазух носа уходит в прошлое, т. к. этот метод не выявляет состояние решетчатого лабиринта- ключевой зоны, куда открываются соустья пазух носа.

ОПТГ и Дентальное КТ — методы, которые часто используются в стоматологии, так же не отображают состояние околоносовых пазух.

Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка.

Хронический синусит — это

воспаление слизистой оболочки пазухи, которое характеризуется отеком и нарушением мукоциллиарного транспорта, во время обострения появляется гнойное отделяемое и невыраженный болевой синдром.

Классификация синуситов отражает как распространенность воспалительного процесса: фронтит, этмоидит, верхнечелюстной синусит (гайморит), сфеноидит, так и патогенез одонтогенный (причина в патологии зубо-челюстной системы) и риногенный распространение инфекции из полости носа или носоглотки. Хотя это разделение весьма условное. Как правило, в развитии хронического верхнечелюстного синусита имеет место сочетание этих двух факторов.

Как проводится лечение?

Лечение хронического синусита — хирургическое, и направлено на устранение очага
      стоматологической инфекции, восстановление аэрации и дренажной функции пазухи.

Даминов Роман Оскорович

Врач-отоларинголог, челюстно-лицевой хурург

Методом выбора в настоящее время является функциональная эндоскопическая риносинусохирургия (FESS).  С развитием эндоскопической техники и эндоскопических инструментов, а также пониманием, что большое значение играют узкие каналы, которые соединяют пазухи с полостью носа, стало возможным патогенетическое лечение заболеваний околоносовых пазух.

Под контролем эндоскопа расширяют естественные отверстия (каналы), которые при хроническом воспалении блокируются отеком слизистой оболочки, тем самым нарушая аэрацию и дренажную функцию пазухи, после чего  пазуха осматривается различными видами эндоскопов 300 и 700 удаляются полипы, кисты, инородные тела, грибки и т.д. Одновременно в нашей клинике, если это необходимо, устраняется патология со стороны зубо-челюстной системы ( периодонтитный зуб,  одонтогенная киста, оро-антральное соустье).

Верхнечелюстной синусит, обусловленный инородным телом (как правило, пломбировочный материал, корень зуба), возникает вследствие попадания инородного тела в пазуху, на котором формируются колонии грибков или бактерий. Развитие воспалительного процесса может достигать от нескольких месяцев до десятка лет, однако даже при отсутствии симптоматики необходимо удалять инородное тело и санировать пазуху, так как продукты жизнедеятельности грибков (Aspergilla) вызывают интоксикацию организма или аллергические реакции.

Операция проводится
      безболезненно

Восстановление
      дыхания

Комфортная
      реабилитация

Синусит

Рис. №1. КТ пациента с хроническим синуситом и инородным телом пазухи (пломбировочный материал, грибковые массы), полностью блокировано естественное соустье пазухи.

Рис. №2. КТ спустя 1,5 месяца после эндоскопической синусотомии, удаления грибковых тел, пломбировочного материала, санации пазухи.

Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.

Проведение эндоскопической операции записывается на флеш-карту и остается в архиве, что является дополнительным плюсом.

На видео представлен фрагмент смонтированной эндоскопической синусотомии, удаления грибкового тела.

Синусит

Поражение верхнечелюстных пазух может быть как односторонним, так и двусторонним.

Рис. №1. КТ пациента с двусторонним верхнечелюстным синуситом, и инородными телами пазух. Контрольное КТ после двусторонней эндоскопической синусотомии, удалении инородных тел и санации пазух.

Рис. №2. Контрольное КТ после операции, естественное соустье пазухи расширено в результате эндоскопической операции, пневматизация пазухи полностью восстановлена.

Полипозный риносинусит — заболевание околоносовых пазух, характеризующееся отеком слизистой оболочки ее инфильтрацией эозионофилами и макрофагами и образованием полипов. Заболевание, которое известно со времен Гиппократа, во времена которого полипы удаляли с помощью сухих бараньих кишок. Со временем хирурги придумали различные петли, которые не давали стойкий результат. Прорыв в лечении произошел после внедрения эндоскопической полисинусотомии. Во время операции удаляются полипы не только из общего носового хода, как было прежде, но из решетчатого лабиринта — ключевой зоны, из которой формируются полипы.

Синусит

Функциональная эндоскопическая риносинусохирургия — это не только операции на пазухах носа, но восстановление носового дыхания. Септопластика, операции на средних и нижних носовых раковинах, устранение деформации носового клапана проводятся одновременно с операциями на околоносовых пазухах, а не откладываются на второй этап, как это делается в других клиниках.

Рис. №1. КТ пациента с риногенной кистой правой верхнечелюстной пазухи, искривлением перегородки носа, гипертрофией носовых раковин.

Рис. №2. КТ — контроль после эндоскопической синусотомии, септопластики, конхотомии. Правая верхнечелюстная пазуха полностью пневматизирована, восстановлено носовое дыхание.

Одонтогенные синуситы

Ранее считалось, что для лечения данной патологии необходимо устранить причину — больной зуб, радикулярную кисту или оро-антральное соустье или провести гайморотомию через переднюю стенку. Однако в последнее время с распространением компьютерной томографии стало возможным более качественно обследовать пациентов. При этом, у многих больных одонтогенным гайморитом врачи-рентгенологи стали отмечать нарушение функции естественного соустья верхнечелюстной пазухи, затемнение решетчатого лабиринта и другую лор патологию.  В связи этим необходимо применять функциональную эндоскопическую ринохирургию.

В то же время комбинированный подход (как эндоназальный, так и через переднюю стенку) к верхнечелюстной пазухе актуален при больших одонтогенных кистах, которые проникают в пазуху, остеомиелите. Мы считаем, что при удалении обширной кисты необходимо применять эндоскопический контроль с целью полного удаления костной оболочки кисты.

Оро-антальные соустья при удалении верхних моляров иногда возникают сообщения полости рта с верхнечелюстной пазухой. Происходит это в результате того, что воспаление вокруг зуба разрушает костную ткань и после экстракции зуба как таковой лунки нет, а значит, нет места, где сформироваться сгустку.

Лечение синуситов, обусловленных оро-антральным соустьем всегда хирургическое. Для устранения сообщения мы, как правило, используем ротационный деэпителизированный лоскут с неба на небной артерии. Этот лоскут с хорошим кровоснабжением, с гарантированным положительным результатом, после операции не происходит деформации преддверия полости рта. Особую группу составляют пациенты с воспалением верхнечелюстной пазухи после синус-лифтинга и дентальной имплантации.

Необходимо четко понимать, когда пациенту с воспалением после синус-лифтинга можно помочь консервативно, а когда ему требуется оперативное вмешательство. Порой стоматологии затягивают консультацию по этому вопросу с оториноларингологом, что в дальнейшем приводит к более серьезным процессам и потери доверия пациента.

Нагноение гематомы после синус-лифтинга лечится, как правило, консервативно. Но если имплантат или костно-пластический материал попал в пазуху, или же сформировался свищ, необходима хирургическая операция — удаление всех инородных тел в комбинации с эндоскопической синусотомией.

Рис. №1. КТ пациента с воспалением правой верхнечелюстной пазухи после синус-лифтинга, видна миграция материала в пазуху.

Рис. №2. КТ спустя 1,5 мес. после эндоскопической синусотомии, удаления инородного тела (костно-пластического материала). Пазуха полностью пневматизирована.

Реабилитация

После операции пациенту назначается промывание полости носа морской водой (аква-лор, аква-марис, физиомер и т. д.), мазь с антибиотиком и метилурацилом (левомеколь, офломелид), препарат, который разжижает слизь — ринофлуимуцил. Через 1,5-2 недели после операции врач с помощью специальной канюли промывает оперированную пазуху физ.раствором с дексаметазоном и антисептиком. Эта процедура безболезненная и необходима для восстановления мукоциллиарного транспорта слизистой оболочки пазухи. Количество промываний зависит, от того, как быстро уходит послеоперационный отек, как правило, 4-5 процедур.

Через 1,5-2 месяца осуществляется контрольное КТ исследование околоносовых пазух. При полипозном синусите после операции проводится промывание пазух носа по методу Проетца («кукушка»), в среднем 4-5 процедур. Функциональная эндоскопическая риносинусохирургия расширила возможности лечения пациентов с патологией полости носа и околоносовых пазух.

Эндоскоп у опытного и вдумчивого хирурга стал продолжением его руки и мысли, дал возможность
        освоить новые горизонты в хирургии околоносовых пазух носа.